Эфир радио Август - 3 декабря - гость в студии - Цветков Борис Юрьевич - тема " Хирургическое лечение сахарного диабета""

3 декабря на радиостанции Август приглашенный гость эфира врач хирург, кандидат медицинских наук Цветков Борис Юрьевич

 

Познакомиться с резюме
Прослушать радиоэфир

 

- Сегодня у нас в гостях представитель областной столицы, Цветков Борис Юрьевич, заведующий Самарской областной больницы имени Калинина, врач хирург высшей категории, кандидат медицинских наук, главный специалист по Самарском области по лапароскопической хирургии. Борис Юрьевич, здравствуйте! Начнем от истоков: от чего возникает диабет, каковы его причины.

- Здравствуйте! Сахарный диабет, на сегодняшний день, одно из самых частых заболеваний в мире. Характерно оно для развивающихся стран. Такие как США, Европа, Россия в том числе. В России официально зарегистрировано количество больных 3,5 миллиона, хотя цифры, которые озвучивают специалисты, это 10-12 миллионов. В мире к 2025 году прогнозируется количество больных около 400 миллионов человек. На сегодняшний день, это около 170 миллионов. Тема очень важная для здравоохранения любых стран, не только нашей страны. Поэтому заниматься этим мы начали давно, я имею, не только эндокринологов, которые занимаются этим по своим профессиональным обязанностям, но и хирурги подключились к этой проблеме, потому что, к сожалению, терапевтический сахарный диабет, как выяснилось, можно вылечить далеко не всегда. Количество пациентов, которых можно вылечить хирургическим методом небольшое – около 24% всего.

-Борис Юрьевич, говорят, что сахарный диабет – это болезнь сладкоежек, любителей сладкого?

- Сахарный диабет - это болезнь не только сладкоежек, множество факторов влияет. В том числе стрессы, измененная экологическая ситуация в странах и в основном, конечно, диабет сопровождается у пациентов с повышенным весом, очень часто сахарный диабет встречается с индексом тела меньше 30, которому сейчас придается особое значение в лечении.

- По каким симптомам человек  можно определить диабет?

-Потливость, сухость во рту, постоянная жажда, слабость, утомляемость, запах ацетона от мочи, от тела в более запущенных стадиях, головокружение. Это симптомы, когда сахар или повышен или понижен. Они похожи.

- Наверное, стоит здесь рассказать о диабетах обоих типов?

-Диабеты бывают первого и второго типа. Первый – это врожденный сахарный диабет, когда практически при рождении уже поджелудочная железа практически не вырабатывает инсулин или вырабатывает недостаточно. Второй тип – основной, то есть 80% населения болеет сахарным диабетом второго типа. О нем, собственно, мы и говорим. Потому что первый тип, к сожалению, хирургическому лечению не подлежит.

-Как давно появился такой способ лечить диабет хирургическим методом?

- С 2000 года приблизительно мы начали лечение пациентов с лишних весом и, как правило, у процентов 20-30 этих пациентов сопутствующим был сахарный диабет. Было выяснено, что при потере веса, при операциях, которые мы выполняем, купируется сахарный диабет, не просто улучшаются показатели, а полностью уходит диабет. После этого хирурги задумались, не стоит ли лечить сахарный диабет и без ожирения. Этой проблемой в нашей клинике занимаются уже два года. И мы получили 96% эффективности ремиссии сахарного диабета. То есть 96 % полностью ушли с инсулина и других сахарозамещающих препаратов с полной нормализацией крови. Этой проблемой начали заниматься чуть раньше, опыт имеется шестилетний. То есть шесть лет уже можно смело гарантировать пациентам. Что у них сахарный диабет исчезнет.

-Как принять решение о том, что необходима операция? Это решение ведь совместно в доктором надо принимать, да? Как это происходит и предпосылки какие?

-Как правило, это происходит, когда пациент об этом прекрасно знает и проходит не один год консервативное лечение, может быть от диеты до инсулина. Есть пациенты, которые обращаются к нам, проходя лечение длительностью уже 14-16 лет, то есть они эту проблемы свою хорошо знают. Когда они обращаются к нам, мы назначаем курс обследования. Есть определенные противопоказания к оперативному лечению, поэтому мы не всем предлагаем. Мы смотрим, как работает поджелудочная железа, показывают это нам анализы. Если пациент по этим анализам подходит под оперативное лечение, то можно ожидать высокой эффективности.

- А  какой возраст лучше для операции?

-Разброс возраста достаточно большой. Еще раз говорю, молодой возраст это чаще всего первый тип. Поэтому, если смотреть по статистике, основная масса заболеваемых, это пациенты взрослые в возрасте от 40 и до 60 лет. В этом возрасте чаще всего к нам и обращаются, мы не ставим ограничений. В любом возрасте мы получаем эффект, не имеет значение, в 40 мы оперируем или в 65 лет. Эффективность одинаковая.

-А какой у вас самый возрастной был пациент?

-68 лет на сегодня. Пациент был с некупируемым сахарным диабетом, плохо поддающимся лечению препаратом инсулина, на больших дозах инсулина. Сейчас он не получает никаких препаратов, с нормальным сахаром.

- А как выполняется операция? Из чего она состоит?

- Операция выполняется лапароскопически, то есть через проколы. Кроме косметической стороны, которая здесь не выступает на первый план, это возможность быстрее выйти из больницы и приступить к нормальной деятельности. То есть это лапароскопическая операция.

-Сколько операция длится?

-Самая быстрая операция, которую удалось сделать, это 1 час 15 минут. В среднем операция идет 1час 40 минут – 2 часа.

-И потом, наверное, человеку нужно какое-то восстановление?

-Обычно мы кладем пациента в больницу, на следующий день операция. Как пройдет операция, он 4 дня находится в стационаре. И в последующем пациенту понадобится для реабилитации, желательно хотя бы от двух недель до месяца.

-Как человеку себя вести, если он хочет вылечить диабет хирургическим путем. Вот он сейчас услышал о такой возможности. Что ему делать? Куда идти?

-Эта тема достаточно новая – хирургическое лечение. Поэтому, к сожалению, некоторые врачи- эндокринологи живут по старым меркам. Как они привыкли еще со времен Советского союза. Приходит человек, у него сахарный диабет, расписывается схема лечения, насколько она эффективна, это вопрос уже десятый. То есть пациент постепенно начинает сам прибавлять какие-то таблетки. Тема интересная не только для нашего города, но и для страны. Если сравнить, как устроено здравоохранение в развитых странах, например США, страны Европы, там же центров не меньше, но присутствуют на симпозиумах, конференциях хирурги, которые этим занимаются, мы обращаем внимание, что в нашей стране делаются доклады о десятках больных, о сотнях больных. Если выступают специалисты США, стран Европы, у них идут доклады о нескольких тысячах больных или уже и того более.

-Прооперированных?

-Да, прооперированных. Они не просто обсуждают. Это уже все давно известно. Проценты все известны, обсуждают уже какие-то осложнения после операции, уже дальше. Уже не удивишь, что при сахарном диабете сделать можно операцию и эффективность будет высокая. Это уже в учебниках всех написано, этому учат студентов, в США, во всяком случае. А у нас, к сожалению, пока это достаточно революционная медицина, о которой надо, видимо, чаще говорить. Нам говорят эндокринологи, когда у вас будет опыт пятидесятилетний, но как его нажить этот опыт. Опыт других стран у нас почему-то не учитывается. К сожалению, пока эти операции не входят ни в ОМС, ни в ДМС.

-Понятно. Давайте вернемся к самой операции, и что ее окружает. Если говорить о противопоказаниях, то они есть, наверное?

-Есть определенные противопоказания. Как я уже сказал, это сахарный диабет первого типа. Очень многие обращаются к нам с этой проблемой, это молодые люди, дети. Конечно, жалко, что мы не можем пока помогать им. К сожалению, это противопоказания. Затем это обычные общехирургические противопоказания, например, язвенные болезни в стадии обострения, потому что операция выполняется на желудке, на тонкой кишке.

- После операции сахар как быстро приходит в норму? Сколько ему надо времени?

- У 40% пациентов сахар нормализуется уже в больнице, пока они лежат. Остальные в течение трех, четырех, девяти месяцев.

-Важный вопрос, наверное, для любого диабетика – диета. Когда человек болен, ему приходится ее соблюдать. А после операции как обстоят дела?

-Сразу после операции у пациента есть своя собственная диета, которая каждому пациенту разработана и расписана. Там все очень четко и детально, с третьего и четвертого дня, как пациент должен питаться. Через какое-то время пациент будет есть все.

-Я разговаривала перед нашим эфиром со знакомыми и людей очень интересует такая вещь, как противодиабетический продукт. Есть специальная индустрия на эту тему и люди, которые не болеют, они ходят и на эти магазины засматриваются. Вот эти продукты действительно диабетикам нужны и не вредны ли они обычным людям?

-Продукты действительно сахарозаменяемые. Но нашим пациентам после нашей операции эти продукты уже не нужны, они становятся полноценными людьми. После операции мы наблюдаем своих пациентов обязательно.

-Сколько вы их наблюдаете?

-Мы наблюдаем их пожизненно. Первый год – 5 раза в год, то есть первый месяц, третий, шестой, девятый и двенадцатый. Они сдают специальные анализы, это все в памятке записывается. Мы все это отдаем. Они обязательно связываются с нами, и мы должны корректировать какие-либо состояния, возникающие у пациентов, после проведенной операции, потому что операция не может действовать только на сахарный диабет. Зачастую она может вызвать какую-то анемию или еще что-то. Об этих состояниях всегда предупреждается пациент. Поэтому мы встречаемся с пациентов достаточно часто первый год для того, если возникнет какая-то проблема, ее сразу корректировать. Это требуется не часто, но иногда бывает. Потом хотя бы раз в год мы должны с нашими пациентами общаться, смотреть, как они себя чувствуют.

 Это интересно и актуально во всем мире, как снижается сахар, нет ли возврата сахара через какое-то время. Пока у нас опыт шести лет, пациентов с маленьким весом, я имею в виду и огромный опыт, около 25 лет пациентов с лишним весом. Изучается не только динамика снижения веса и сохранение его при снижении, но и уровень сахара у пациента, если он был повышен.

- А вес как меняется? С какой скоростью?

-Пациент теряет около 70-80% от излишней массы тела. Мы не обещаем 100%, но близко к идеальному.

-Вы свою такую первую операцию как давно сделали?

-Первая операция была сделана 14 лет назад, сильно изменился подход к операции и сама операция. Первая операция шла 10 часов, были совершенно другие возможности раньше для изучения, негде было взять справочный материал, а сейчас, пожалуйста, все есть. Сильно изменилась медицина с тех пор. На сегодняшний день, хирург, который занимается этим, должен постоянно быть в курсе новых событий: новые операции, обсуждения новых операций, которые выполняются, чтобы уменьшить количество осложнений. Хирург должен посещать конгрессы, ездить и смотреть, слушать. Только тогда будет эффект. Нельзя научиться делать одну операцию и делать ее десять лет. Может быть, через десять лет она уже будет неактуальна и будет совершенно другая операция. Собственно говоря, так и происходит. Хирургия постоянно обновляется, в каждом центре должен быть индивидуальный подход. Если раньше выполнялось бандажирование желудка, то сейчас от этой операции отказались. И так далее.

- Это ведь не операция по лечению диабета? Это что за операция, по лечению ожирения?

-Да. Я еще раз повторюсь, что лечением ожирения мы вылечиваем сахарный диабет. Эти темы похожи, они соприкасаются между собой.

-Только сейчас поняла смысл вопроса, который собиралась вам задать: я сегодня статью читала о том, что бариатрические операции помогли 78% пациентам с диабетом, а также улучшили состояние у 86%. Но это данные на 2006 год. То есть речь идет как раз о бариатрических операциях? То есть лечили ожирение, а вылечили диабет? Так получается?

-Да. Вначале так было. Пациенты к нам приходили, были определенные рамки. Нельзя было оперировать пациента, индекс массы тела которого меньше 40. Индекс это килограмм на метр в квадрате. Мы начинали с такого. На сегодняшний день сильно поменялся подход к этой проблеме. Самый маленький индекс тела, с которым я прооперировал пациента, это 27,8. То есть это практически норма, нормальный вес. Другое дело, какие делать операции, какой подход. Нельзя делать операцию, при которой он на 70% похудеет. От него ничего ж не останется. Поэтому надо делать такие операции, при которых он не похудеет, но уйдет сахарный диабет. Приходит пациент часто с наличием информации из интернета уже с готовой операцией, говорит, какую операцию он хочет. Они уже знают, что они бы хотели. Мы смотрим на пациента, начинаем ему объяснять, рассказывать. Вообще пациент должен выбирать операцию. Хирург должен ему рекомендовать, рассказывать о той или иной операции. Сейчас все легче стало, информация стала доступнее, пациенты стали подкованнее в этой проблеме. Мы всегда с пациентами находим консенсус. Нет проблем.

-А тот самый первый пациент, которому вы делали операцию, вы с ним общались?

-Я не могу сказать, что я общаюсь со всеми пациентами, я их наблюдаю. И за рубежом в том числе. Если у пациента все хорошо, он через какое-то время перестает появляться. И когда совершенно случайно с ним где-то встречаешься, спрашиваю, где же он был, а он отвечает: « А что приходить? У меня все замечательно! Я прекрасно себя чувствую».

-А был ли человек, который приходил и у него, например, 7 кг лишнего веса и он хочет такую операцию?

-Были, но мы отказываем в таких случаях пациенту.

-А советуете что-нибудь?

-Конечно, есть масса других способов похудеть без операции.

-Эта операция проводится под общим наркозом? Что там требуется от человека, чтобы решится на нее?

-Операция проводится под общим наркозом. Анестезиологи специально обучены, они нацелены именно на таких пациентов, потому что есть свои особенности. Специального ничего не требуется, пациент должен быть обследован и подготовлен. То есть он должен понимать, что после операции изменится его поведенческое настроение, он будет жить по-другому. Качество жизни значительно улучшиться. Но мы должны предупреждать пациентов, некоторые говорят: « Я не хочу так жить», уменьшить количество съедаемой пиши после операции, например. А оно уменьшится. То есть пациент должен полностью выполнять те требования, которые выдвигаются после операции.

-То есть пациент должен готовиться их выполнять. И все-таки, людей интересует, какие риски могут ожидать после операции? Статистика какая-то есть?

-Обязательно, это главный вопрос, который мы обсуждаем на конгрессах: как обезопасить операцию? Чтобы не было послеоперационных осложнений, но они есть. И обязательно мы пациентам на каждой встрече рассказываем, какими они могут быть. Другое дело, что мы отработали эту операцию с 2000 года, осложнений уже почти нет. Основные, которые могут быть при любой операции, это кровотечение, несостоятельность швов, но самое главное, что нужно оперироваться там, где хирург готов бороться с этими осложнениями, чтобы все хорошо закончилось.

- Борис Юрьевич, вы житель Самары. Как вы попали в Тольятти с этой операцией? Это ведь значит, что вы сюда приезжаете специально делать операцию? Как это все происходит и где?

-Самарская область - это спектр нашей работы как главных специалистов, нет разграничений Самара и Тольятти.

- То есть прелесть в том, что не человек едет к вам, а вы приезжаете сюда в город?

-Здесь и так и так может быть, зависит от сложности случая, от подготовленности центра для проведения операции и так далее. Возможны различные варианты.

- Как поступить человеку, который решил прооперироваться, он живет в Тольятти? Что вы ему посоветуете?

- Собственно, как мы оказались в Тольятти: здесь есть центр «Открытая медицина» и в этом центре четко представляют себе, какой алгоритм действий должен быть по отношению к пациентам. То есть работает хороший эндокринолог, который понимает, кого можно брать на операцию, кого нельзя. Если, опять же, пациент не подлежит операции, то ему будут даны четкие объяснения, рекомендации о том, как ему дальше жить, будет скорректировано лечение, если оно было неправильным. Самое основное, это то, что пациент должен получить максимальную помощь и простота получения этой помощи. Хождение пациента из одной клиники в другую изматывает, все должно быть четко и просто. Позвонил администратору по телефону 55-10-00, его записали на прием, пришел к эндокринологу, он все объяснил, рассказал, что ему дальше делать. Если он определит, что поможет операция – дальше встреча с хирургом. Если не противопоказана операция, его прооперировали, вылечили от диабета – всё. Алгоритм очень понятный и простой. В этом случае будет эффективное лечение.

-Спасибо вам большое за интересный рассказ!

Спрашивала Веденская Мария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости клиники

21.11.2024Фиброаденома

Фиброаденома. Удалять?

17.11.2024Новый специалист клиники

Врач-эндокринолог Финагеева Наталья Вениаминовна

13.11.2024Гипокситерапия в Тольятти

Метод, который все чаще используется в профилактике и лечении различных заболеваний — Гипокситерапия

Заказать звонок

*

*

* Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой персональных данных.
Введите текст на картинке
обновить текст
Поля отмеченные * обязательные для заполнения