24 декабря на радиостанции Август приглашенный гость эфира врач хирург, кандидат медицинских наук Половков Александр Сергеевич
Познакомиться с резюме | |
Прослушать радиоэфир |
- Здравствуйте, Александр Сергеевич! В каком состоянии сегодня находится хирургия? Она развивается семимильными шагами. Что сейчас там происходит?
-Здравствуйте! Современная хирургия последнее время сделала огромный рывок. Одним из таких прорывов является появление и применение эндоскопической техники. Благодаря развитию таких инвазивных технологий, сокращаются сроки пребывания пациента, при многих заболеваниях госпитализация 1-2 дня. То есть развивается амбулаторное лечение болезни. Выживаемость после операции зависит не только от препятствий и от объема вмешательства. Поэтому во многих странах операции делают инвазивно, если это возможно сделать, без разрезов, с использованием эндоскопической техники. В нашей стране пока не все так хорошо, к сожалению. Но те операции, которые нашли свое применение, называют золотым стандартом.
-Скажите, пожалуйста, что такое эндоскопическое оборудование? Как понять человеку, который, может быть, вообще по больницам не ходит? Что это такое?
-Проще говоря, под наркозом делают отдельный прокол, через который вводят камеру и идет проецирование на телевизор. Хирург смотрит в телевизор и видит, что творится внутри. Для того, чтобы увидеть патологию и лечить ее необязательно делать большой разрез, достаточно маленький прокол в 1 см, через который все просматривается.
-А если говорить о хирургическом вмешательстве, то на каком мы уровне в сравнении с западными странами? Мы их опережаем или они нас?
-По применению этого метода они опережают нас значительно. У нас зато есть другие преимущества, мы делаем все, что возможно делать, стараемся в итоге получается так, что их хирурги приезжают к нам и не могут сделать того же. Но мы, конечно, отстаем.
-Но мы догоним? В вашем центре какие операции делают?
-В центре «Открытая медицина» эндоскопические операции начали проводиться с марта прошлого года. У меня личный опыт, я работаю в городской больнице и там с 1994 года мы операции эти делаем. В основном, это касается гинекологии, а в хирургии касается лечения желчекаменной болезни и грыжи различной локализации. Грыжа в лапароскопическом варианте исполнения – это для нашего города новая технология, которая в наших больницах еще практически не применяется. Делают только в «Открытой медицине».
-У вас большой опыт?
- В лапароскопической операции 20 лет.
-Это очень большой опыт!
-Это тот опыт, когда у нас еще начиналось все.
-А противопоказания к этой операции существуют?
-В основном, это перенесенные ранее операции в тех отделах, на которые предстоит операция. Зачастую их можно сделать, но гарантировать результат не всегда можно.
-Теперь аппендицит можно удалить при помощи такой операции?
-Аппендицит, перенесенный ранее, может затруднить лапароскопическую операцию. Но аппендицит таким путем оперируется. И в нашем городе, и в нашей больнице. Такие операции, в основном, экстренные. Единственное, в частной больнице это не всегда возможно, потому что они нацелены на плановые услуги. Технически такие операции выполнимы и уже отработаны.
-Мы сегодня говорим о грыжи и камнях. Как выявить болезни такие у себя? Как об этом узнать?
-От 10 до 20% всего населения земли страдает желчекаменной болезнью, причем у людей старше 70 лет эта патология достигает о 30-40 процентов. Способствует развитию желчекаменной болезни сахарный диабет, ожирение, авитаминоз, резкое снижение веса. Может проходить бессимптомно, но появляются часто колики. Вообще, можно просто пройти УЗИ. Бывают случаи, когда болезнь дает острые заболевания, острый холецистит, механическая желтуха. В этом случае, на плановую операцию вы можете прийти куда угодно, выбрать центр, обследоваться. В экстренных случаях, это все в самое неудачное время происходит для человека, как случается. Грыжа тоже, как и желчекаменная болезнь, сама не пройдет. Чем дольше она существует, тем сложнее ее удалить. Проблема и опасность в том, что бывают ущемления. В случае ущемления надо срочно вызывать скорую помощь. И здесь уже не до выбора методов, не до выбора врача, а главное быстрее сделать ее.
-А как понять, что это ущемление? Проявляется боль?
-Сильные боли и грыжевое выпячивание не уходит, больно дотронуться.
-То есть без операции никак нельзя обойтись?
-Без операции обойтись нельзя, если медлить, то умереть довольно просто. Такие случаи регулярно встречаются каждый год. Не смотря на то, что это обычная, якобы, грыжа, но она приводит к осложнениям, когда люди по разным причинам поздно обращаются.
-Хочется верить, что есть какие-то способы, которые позволят избежать появления грыжи, камней. Как надо жить, чтобы этого не было?
- Для грыжи предпосылки – особое строение, если они есть, то вероятность высока. Потому что совсем обезопасить себя от перегрузок в течение жизни тоже не получится. От перегрузок грыжа выходит, а предпосылки - анатомическое строение. Способствует, когда человек занимался спортом, а потом внезапно это все бросил и перешел на сидячий образ жизни, резко набрал вес.
-А камни? Откуда они берутся?
-Механизм появления сложнее, он бывает и у тучных, и у худых людей. Здесь трудно сказать. Много гормональных аспектов, нарушается состав желчи, состав крови. В первую очередь, это заболевания связано с взглядами на жизнь, психосоматическое.
-Я разделяю ваше мнение, психосоматика, я считаю, лидер при любой патологии.
-При таких как желчекаменная это одно из ведущих значений имеет.
-Если человек решил сделать плановую операцию, ему нужна какая-то специальная подготовка?
-Про подготовку расскажет уже врач, который будет оперировать вас. Если вы решите в нашем центре, записаться на прием 551-000 и при личной встрече посмотрим, в чем причина и если надо делать операцию, то, как к ней подготовиться и что надо сделать. Обследование должно быть обязательно перед любой операцией, особенно перед той, которая выполняется на брюшной полости.
- А сама операция как проходит? Обезболивается как-то?
-Лапароскопические операции все под общим наркозом, потому что требуется расслабление брюшной стенки. Сейчас применяются новые, эффективные средства, наркоз практически не наносит вреда состоянию здоровья.
-Операцию сделали, а потом, наверное, какой- то реабилитационный период? Насколько он долгий, период восстановления?
-Чаще всего 1-2 дня, этого достаточно, чтобы отойти от наркоза и полежать первые часы, восстановиться. Опять же это я говорю, про операции в плановом порядке, когда нет воспаления в желчном пузыре. От степени воспаления зависит срок выздоровления. Не надо тянуть, если есть приступы. Если есть камни, они проявят себя. Тем раньше эту проблему решить, чем легче будет в дальнейшем жизнь.
-А камни тоже болью проявляются?
-Камни могут проявляться болью или какими-то ощущениями неприятными, вздутиями живота, но осложнения – это ознобы и механическая желтуха, развитие панкреатита.
-Александр Сергеевич, а что такое лапароскопическая герниопластика? Это какая-то особая операция? В чем ее преимущество?
-Это операция по поводу грыжи. В основном, речь идет про паховую грыжу, которая имеет самое большое распространение. Чаще всего болеют ими мужчины. Лапароскопическая герниопластика это операция на грыжу с использованием лапароскопического оборудования. Делается три прокола и через эти проколы удаляется грыжа. Устанавливается сетчатый эндопротез и восстанавливается брюшина после этого. Такая операция немного длительнее, но косметический эффект и восстановление намного быстрее и легче переносится. С появлением эндопротезов в хирургии грыж произошла революция. Материал не вызывает отторжения, воспаления. Даже если какие-то осложнения со стороны раны происходят, то сетка не поддерживает это воспаление.
- То есть получается, что в организме инородное тело?
-Да, но инородное тело - полипропиленовая сетка, через нее идет основа для развития собственного апоневроза, то есть она прорастает соединительной тканью - формируется ткань. Были случаи операций, когда через три месяца от сетки следа не остается, она замещает полностью своей тканью. Она идет как матрица для того, чтобы формировался апоневроз. Как пчелы строят соты, также и сетка идет для того, чтобы организм создавал свои собственные ткани.
-Ее поэтому пластикой называют, что она косметический эффект имеет?
-Пластика – это любая операция грыжи. Раньше очень много методов операций было, потому что они все не давали стопроцентного эффекта. В разных случаях грыжи использовались разные методы лечения. Было много попыток, пока не появился полипропилен и не стали использовать полипропиленовые сетки.
-Если вернуться к камням, может такое быть, что человек с ними долго живет, а они его не беспокоят?
-Может жить долго, но это болезнь желчного пузыря. Желчный пузырь при наличии камней свою функцию уже не выполняет, а это резервуар, где скапливается желчь. Когда в желчном появляются камни, это свидетельствует о том, что он не работает, желчь застаивается, свою функцию в организме он не выполняет. Это источник инфекции, отсюда могут быть осложнения. Особенно, если более крупные камни длительно существуют, они дают слипчивый процесс, проваливаются в протоки желчного, вызывают очень тяжелые осложнения.
-Тогда удаляют желчный или камни?
-Тогда все намного хуже, а вообще при наличии камней таких назначается операция по удалению желчного пузыря вместе в камнями. В чистом виде камни удалять смысла нет, потому что это болезнь желчного пузыря. Часто задаются вопрос по поводу лечения желчного без операции и дробления камней. Нельзя путать дробление камней в почках с дроблением камней в желчном пузыре. В почках дробятся где-то с 1994 года. Появилось специальное оборудование. Это же оборудование пытались использовать для дробления камней в желчном пузыре. Из пяти пациентов, кому это было разрешено, три пациента получили серьезные осложнения, один человек умер. Везде по стране эта методика лечения желчекаменной болезни запрещена, потому что заканчивается она часто плачевно. Медикаментозно в определенных ситуациях некоторые гастроэнтерологи берутся лечить, есть определенные. Есть определенные показания: размеры камней, функции желчного пузыря. Когда они берутся, эти лекарства надо принимать постоянно. Во время лечения может такое произойти, что эти камни начинают двигаться и вызывают механическую желтуху или панкреатит.
- Вы, наверное, в курсе, что в интернете и в разной литературе существуют всякие способы, при которых чуть ли не ведрами камни из организма выходят? Очень многие пытаются лечиться так. Это опасно?
-Если камней нет, это не так опасно. Но это выходят каловые камни, кишечные. С желчного пузыря никакие камни просто так не выйдут. Если они начинают двигаться, то это все очень опасно.
-Если захотите провести чистку, то значит, надо выяснить, есть ли камни в желчном?
-Да. А вот при желчекаменной болезни все эти чистки могут привести к осложнению, к обострению заболевания.
- Я сегодня почитала в интернете очень интересную вещь. Тема же «Хирургия без разрезов», вот я и нашла, что существует методика вмешательства в организм через естественные его отверстия. То есть уже даже не лапароскопия, не проколы…
-Используется то же самое лапароскопическое оборудование, но только через влагалище у женщины делается операция, выводят из брюшной полости желчный пузырь, все это восстанавливают. Но, единственное, в течение месяца нельзя потом половую жизнь вести.
-Как страшно! Я хочу сказать, что там использовали другое отверстие – пупок!
-Пупок это не естественное отверстие, это кожа соединена с брюшной полостью. В область пупка вводят камеру. Есть методика, когда через один разрез размером в 2,5 см, но его потом надо очень хорошо зашивать. Но потом могут быть осложнения, грыжа в пупке.
-В общем, лучше не надо, да?
-Это возможно. Пупок это самое тонкое место, связывающее кожу и брюшную полость, но, с другой стороны, это самое слабое место. Именно поэтому у женщин пупочная грыжа занимает первое место.
-Александр Сергеевич, я этот вопрос последнее время медикам часто стала задавать, потому что он меня интересует: медицина развивается. Прежде, чем придумывать что-то новое, врачи уже знают, что это придумают. Если говорить о лапараскопических операциях, то какие-то улучшения могут быть?
-Система «Да Винчи», когда вводят маленького робота, которым хирург управляет на экране, а он делает операции, которые сейчас выполняют врачи руками. Это раз. В принципе, хирургия сама – это уже отчаяние, когда нельзя лечить, а только убрать или зашить, удалить. Оптимальный вариант: принял таблетку-само отвалилось. Идеальный вариант. Но когда это будет - неизвестно.
-Пока все самые современные методики в вашей клиники используются?
- Сейчас развита трансплантология, второе получила развитие. Задержка в нашей стране из-за того, что не хватает доноров. Эти органы начинают выращивать из собственных тканей в лаборатории. То есть взяли клетку, вырастили и пересадили. Но желчный пузырь не требует таких серьезных методов, это касается других органов. В ближайшее время это будет и довольно широко начнет распространяться.
-Человек, который лишился желчного пузыря, он испытывает какие-то проблемы в дальнейшем?
- В ближайший послеоперационный период ему нужно будет выполнять определенные рекомендации, соблюдать режим. При наличии желчекаменной болезни человек должен соблюдать такой же режим, как после операции, иначе ему грозит острый приступ.
-Из того, о чем мы сегодня говорили, можно сделать вывод, которым мы завершим сегодняшнюю программу?
- Повторюсь, что осложнения и острые заболевания возникают всегда неожиданно. Не надо доводить до того, когда среди ночи вам приходится вызывать скорую помощь. Есть камни в желчном - выбирайте время и приходите в плановом порядке на лечение. В советское время была хорошая диспансеризация настоящая и санация населения. Экстренных операций было на порядок меньше, чем сейчас.
-Спасибо большое за рассказ! Всего доброго, до свидания!
Спрашивала Веденская Мария